Внедрение «1С»: кто-нибудь видел методологов?

Внедрение «1С»: кто-нибудь видел методологов?
Работа по адаптации или выстраиванию методологии бизнеса как основа для последующей автоматизации – очень важный аспект цифрового перехода. И все чаще от потенциальных заказчиков внедрений комплексных ИС поступают запросы на методологическую подготовку цифровизации.

Речь в данном материале пойдет не о методологиях проектного внедрения, потому как уже много написано и переписано на эту тему. Более того, в каждом контексте желательно применять свой инструмент и прочее, и прочее.

Сейчас мы поговорим на тему того, что происходит при внедрении системы. Особенно это актуально для практики «1С» – комплексных проектов на стыке общения между ИТ-партнером, ИТ-службой и функциональным заказчиком (бизнесом). А что же здесь происходит такого, спросит читатель?

Краеугольным камнем в процессе начинающегося общения автоматизатора и потребителей будущего результата его работ является нахождение общего языка и уничтожение неопределенностей. О чем это я? Все помнят наказ царя из русской народной сказки: «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что». На самом деле всё не так просто, как может показаться на первый взгляд. Противоречия имеют глубокие корни и достаточно объективный характер.

Любой автоматизатор (по-нашему айтишник) тяготеет к определенности процедур, шагов и алгоритмов, а также четким прописанным протоколам действий. То есть всегда проще перенести в цифру процесс, если он определен и стабилен. Трудности начинаются, когда нет четкого и прописанного процесса бизнес-практики у заказчика. Что, как правило, обусловлено рядом причин: либо этот процесс часто изменчив, либо имеет сложные связи и последовательности. Давайте разберем эти причины.

Первое. Когда процессы в компании не формализованы вообще или пока. Нужно понимать, что есть разные этапы развития компаний, например зарождение, взросление, расцвет и пр. На первых этапах формализация правил и практик только формируется либо часто уточняется. Что же с этим делать? Действительно, необходимо сначала «нарисовать рельсы», а уж затем приступать к автоматизации. И тут команде интеграторов нужны сильные методологи, которые смогут настроить формализацию: предоставить рекомендации, написать регламенты и инструкции.

Второе. Однако есть секторы бизнеса с высокой изменчивостью внешней среды, и в данных сферах есть объективные трудности к отрисовке этих самых рельсов для автоматизации. В таком случае нужно автоматизировать с колес и идти по пути наименьшего сопротивления, то есть наименьшей трудоемкости. Так, любой вендор при построении внутренней логики своего решения опирается на одну из распространенных методологий или бизнес-практик, что сужает наш выбор пути автоматизации.

Третье – это сложные процессы, когда схема бизнес-процесса построена не только последовательно, но и вместе с параллельными и обратными шагами. Например, заказы клиентов могут направляться через коммерческое подразделение компании, которую мы хотим автоматизировать, а могут и напрямую на производство, и в таком случае необходимо в цифровом виде получать реплику клиентского заказа и в коммерческое подразделение, но уже по факту. Чем больше взаимосвязей и каналов коммуникации в отдельно взятом бизнесе, тем сложнее схемы автоматизации.

В «лучших практиках» главным способом преодоления излишне дорогой сложности бизнес-систем считается так называемая «макдональдизация». Данный термин означает, что высокая степень разнообразия и сложности осознанно проходит через процесс унификации и упрощения, что влечет за собой и упрощение производных процессов – автоматизации, управления, обслуживания, регламентации, коммуникаций, R&D и многих других. Например, продажи смартфонов без зарядок приводят к значительному облегчению логистических процессов и экономят издержки производства, сокращается ассортимент в ресторане или линейке комплектаций автомобилей, а параллельно увеличивается коэффициент унификации сборочных единиц. Иногда тому же автопроизводителю выгоднее продавать одну комплектацию автомобиля, при этом сокращая издержки на переналадку оборудования и содержание параллельных конвейеров, но в ней уже есть все необходимые опции. А в случае, когда покупатель не желает использовать данные опции на своем авто, они блокируются дистанционно и становятся доступны только после покупки платной подписки через Интернет. И еще много разнообразных примеров и проявлений этого способа.

Таким образом, мы приходим к тому, что работа по адаптации или выстраиванию методологии бизнеса как основа для последующей автоматизации – очень важный аспект цифрового перехода. И все чаще от потенциальных заказчиков внедрений комплексных информационных систем поступают запросы на методологическую подготовку цифровизации. Особенно это актуально для нынешней ситуации, когда «большая четверка» уходит из нашей страны.

С другой стороны, новая реальность такова, что оптимизация методологии бизнеса по «лучшим мировым практикам», отдельно взятая в вакууме, бизнесу не очень-то и нужна. Нужна такая оптимизация, которая позволит наиболее быстро и дешево оцифровать бизнес. Именно поэтому последние годы все представители «большой четверки» начали наращивать свои практики автоматизации, в том числе на базе «1С» (кто-то раньше, кто-то позже).

Подводя итог, можно сказать, что у ИТ-компаний, занимающихся внедрением комплексных информационных систем, есть шанс заместить игроков рынка традиционного консалтинга, хотя, возможно, это произойдет и не за один год.

Опубликовано 14.09.2022

Об авторах