Европейские авиапроизводители уступают американским

Проходивший в Фарнборо (Великобритания) с 18 по 22 июля очередной аэрокосмический салон считается вторым по значению смотром мировой авиационной промышленности после проходящего по нечетным годам парижского Ле-Бурже. В этом году салон в Фарнборо впервые проходил в обстановке военной конфронтации в Европе и жесточайших санкций, наложенных Западом на российскую гражданскую авиацию и авиационную отрасль. Впрочем, на (не)участии России в Фарнборо в этом году само по себе это особо не отразилось – ввиду традиционно резко антироссийской позиции британских властей присутствие России в Фарнборо и так было совершенно маргинальным с 2014 г. Российские авиационные отраслевики всегда предпочитали психологически более комфортную парижскую выставку.

Дух конфликта на Украине незримо витал над Фарнборо. Наиболее значимым фактором, связанным с российской специальной военной операцией, оказывающим влияние на западную авиационную индустрию, стал бурный рост военных расходов стран Европы, уже в большинстве случаев готовых забыть некогда столь значимый для многих государств натовский барьер оборонных расходов в 2% от ВВП и готовых наращивать военные бюджеты до 2,5%, а то и 3% ВВП. Военная аэрокосмическая промышленность должна стать одним из главных бенефициаров этого растущего потока финансирования.

Впрочем, главный вопрос тот же: чья промышленность? Авиасалон Фарнборо в этом году проходил при уверенном лидерстве и доминировании американских компаний, несмотря на формально европейский статус выставки. Это демонстрировало и возрастающую роль Великобритании после брекзита как «американского хаба» в Европе.

Многие совместные европейские оборонные проекты продолжают погрязать в сплетениях бюрократических и финансовых противоречий между государствами-участниками и постоянного роста стоимости. Показательно, что к Фарнборо так и не нашел разрешения конфликт между главными партнерами в лице группы Airbus (в военном подразделении которой доминируют немцы) и французской компанией Dassault Aviation, уже год парализующей главную европейскую совместную аэрокосмическую программу FGFA по созданию перспективного франко-германо-испанского истребителя нового поколения. Европейские страны (Великобритания и Италия – с одной стороны и Германия и Испания – с другой) умудрились расколоться на две группы по вопросу о модернизации нынешнего совместного истребителя Eurofighter с оснащением его новой радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой – каждая из групп будет сама ставить на свои самолеты радары своей разработки, британское министерство обороны объявило о своем соответствующем контракте накануне выставки.

Неудивительно, что главной новостью на европейском военном авиационном рынке, пришедшейся на время проведения салона в Фарнборо, стало решение правительства Чехии начать переговоры о закупке 24 американских истребителей пятого поколения Lockheed Martin F-35А Lightning II. Эти самолеты должны заменить в ВВС Чехии 14 используемых на правах аренды с 2003 г. шведских истребителей Saab JAS-39C/D Gripen, соглашения по которым истекают к концу 2027 г. Чуть ранее о начале переговоров с США о закупке самолетов F-35A объявило правительство Греции. С учетом того что в начале года решение приобрести F-35A окончательно приняло правительство Германии, можно сказать, что «европейские» решения в области боевой авиации по факту являются американскими, а самолет F-35 становится общеевропейским стандартом.

В условиях военного кризиса и осложнения обстановки с безопасностью европейские страны, особенно с восточного края континента, наперебой обращаются к американским оборонным поставщикам, предлагающим проверенные серийные образцы и относительную быстроту поставок. Немалую часть в спросе на американское вооружение играет и стремление к «интероперабельности» с вооруженными силами могущественного заокеанского гегемона, наращивающего свое военное присутствие в Восточной Европе. Европейские консорциумы и альянсы здесь зачастую просто не могут противопоставить ничего сравнимого.

Поэтому американские компании все активнее двигаются на европейский рынок, полагая, что они смогут получить немалую долю растущих там военных расходов. Например, в ходе Фарнборо Sikorsky (входящая в состав корпорации Lockheed Martin) заявила о планах разработки специально для европейских вооруженных сил нового скоростного среднего вертолета на базе своей технологии X2, по которой компания уже создала опытные вертолеты Raider X и Defiant X, продвигаемые вооруженным силам США. Впрочем, в Фарнборо Нидерланды вслед за Великобританией подписали соглашение о присоединении к программе американской армии Future Vertical Lift (FVL) по созданию перспективного вертолета, одним из претендентов в которой выступает тот же Sikorsky Defiant X.

Показательно, что единственным контрактом в военной сфере, объявленным Airbus в Фарнборо, стало соглашение о продаже 11 легких учебных вертолетов Н135 Марокко.

Разочарование в панъевропейских решениях заставляет европейские и британские компании не только наращивать кооперацию с индустрией США, но и искать промышленных партнеров вне Европы. Одной из главных новостей Фарнборо стало решение Великобритании и Японии объединить свои программы создания перспективных истребителей нового поколения – соответственно Tempest и F-X. По сути, речь идет о присоединении Японии к программе Tempest как более промышленно перспективной, при этом японские передовые наработки будут использованы при создании бортового электронного оборудования самолета, в первую очередь радиолокационной станции Jaguar. С учетом того, что ранее к программе Tempest присоединились Италия и Швеция, синергия данного проекта выглядит весьма многообещающей.

Тем временем на Европу нацеливаются и новые неевропейские игроки – причем если Китай пока относительно малоконкурентен в области авиации и может блокироваться по политическим мотивам, то Южная Корея уже ведет переговоры о продаже Польше 48 своих учебно-боевых самолетов KAIFA-50 – и здесь можно вспомнить, что один прорыв «крепости Европа» в оборонной сфере корейцами уже совершен: южнокорейские 155-миллиметровые самоходные гаубицы К9 уже расходятся в Европе с большим успехом.

Западноевропейским правительствам и грандам европейской авиационной индустрии в ближайшие годы предстоит продемонстрировать свои способности к эффективной реализации совместных сложных военных аэрокосмических программ, если они не хотят, чтобы европейский оборонный рынок был поделен между неевропейскими участниками.