Зачем Great Wall пошла по пути Илона Маска

Ведущий китайский автопроизводитель Great Wall на прошлой неделе объявил, что до конца года запустит премиальный суббренд автомобилей на водородных топливных элементах FCEV. Цель по-китайски амбициозная – через три года войти в тройку мировых лидеров по водородным авто, оставаясь при этом в премиум-сегменте.

Водородный автомобиль сегодня – это не только технохайп, своего рода приманка (и ловушка) для венчурных инвесторов, окончивших западные бизнес-школы, а не технические вузы. Водород – это еще и сверхидея экологов.

О водородном топливе часто говорят как о пути снижения углеродного следа на автотранспорте. Пока эти разговоры не имеют под собой внятных оснований. Потому что нет комплексных оценок экологического ущерба от водородных авто не в месте эксплуатации, а интегрально – по всей планете и по всему жизненному циклу от производства водорода и топливных элементов до утилизации последних. Ведь с электромобилями тоже все зачиналось пасторально – на технохайпе и заявлениях о выдающейся экологичности. И джентльменам долго верили на слово. Но когда интегрально посчитанные оценки стали просачиваться в СМИ, тщательно скрываемое стало явным: суммарный экологический след электроавто сравним с бензиновыми или дизельными, столь третируемыми эковоукистами.