ИТ-аутсорсинг: внешние ресурсы для внутренних задач

ИТ-аутсорсинг: внешние ресурсы для внутренних задач
Как работает ИТ-аутсорсинг, какие задачи можно передать ИТ-партнеру и как происходит подбор компетенций под конкретные задачи.

Аутсорсинг, то есть передача части функций в профильную организацию, специализирующуюся на этих процессах – распространенное явление в бизнесе. Такой формат позволяет экономить ресурсы и эффективнее решать задачи бизнеса – фактически, это передача части работы тем, кто умеет это делать быстрее и дешевле.

Как работает ИТ-аутсорсинг

Компания-заказчик определяет функции или бизнес-процессы, которые хочет передать на аутсорс. Как правило, на аутсорс передают непрофильные процессы, для того, чтобы иметь возможность сосредоточиться собственной основной деятельности. Далее заказчик выбирает подрядчика – профильную организацию – который готов оказывать заявленный объем услуг. После обсуждения условий, заказчик заключает договор с подрядчиком, в котором прописывают условия сотрудничества. После заключения договора, подрядчик начинает выполнять поставленные задачи.

ИТ-аутсорсинг подразумевает, что заказчик может передать подрядчику организацию всей ИТ-инфраструктуры предприятия или ограничиться только отдельными сегментами. Объем услуг определяется индивидуально – задачи могут возникать самые разные, от настройки аппаратной и программной части до разработки и реализации системы комплексной техподдержки. Для закрытия потребностей заказчика ИТ-партнер ищет нужные компетенции внутри своей экосистемы: с помощью внутреннего и внешнего HR, а также по базе специалистов, в которых они уверены. Обычно этот процесс длится от нескольких дней до недель. При этом компания подбирает совершенно разные компетенции для проектов: от сотрудников технической поддержки до разработчиков и аналитиков.

Преимущества ИТ-аутсорсинга

В нынешних условиях основной задачей для бизнеса становится поддержка работоспособности инфраструктуры и дальнейшее планирование ее развития. Появляются новые задачи, и внутри компании не всегда есть компетенции для их решения. Поэтому основное преимущество аутсорсинга – возможность быстрого подбора опытных специалистов для решения конкретных задач.

ИТ-аутсорсинг – один из способов снизить капитальные затраты компании. Технологии меняются быстро, и управлять целым штатом ИТ-сотрудников становится все труднее и дороже, поэтому выполнение задач внешним подразделением может быть экономически более выгодным для бизнеса.

Кроме того, подобный формат работы позволяет сфокусировать силы своих специалистов на решении ключевых задач бизнеса, а непрофильные – например, техподдержку пользователей и ПО – передать специалистам для оптимального распределения собственных ресурсов.

Еще одним преимуществом ИТ-аутсорсинга является тот факт, что ИТ-партнер в некотором смысле является для заказчика “службой одного окна”, которая готова быстро прийти на помощь в случае необходимости и по другим запросам, связанным с ИТ-услугами.

Организационные моменты также берет на себя ИТ-партнер: собеседования специалистов, отпуск или больничный сотрудника, формирование команды под проект и другие подобные вопросы решаются подрядчиком. Также можно не опасаться “замыкания” большого количества функций на одном специалисте, с уходом которого могут разрушиться все процессы. Профильные ИТ-компании позволяют быстро подобрать специалиста под решение конкретных задач, в то время как поиск подобного человека “с рынка” может занять несколько месяцев. Ниже рассмотрим несколько причин, почему процесс самостоятельного поиска ИТ-специалиста может затянуться.

В целом, отдавая услуги на аутсорс, заказчик с одной стороны передает риски и организационные вопросы (рекрутинг, мотивация персонала, подбор компетенций и многое другое) подрядчику, и получает договор с гарантией выполнения поставленных задач и прозрачной системой оплаты услуг. В случае невыполнения условий договора, заказчик может даже оштрафовать подрядчика.

В чем сложность подбора кадров в ИТ

Есть несколько основных причин, почему проблема поиска подходящих кадров в ИТ-сфере актуальна.

Первая — темпы развития ИТ-отрасли и стремительное появление новых задач по налаживанию текущих процессов: цифровые проекты и стартапы продолжают появляться, а кадры для них просто не успевают созревать. Также многим работающим проектам требуется быстрая переориентация и переход на другие продукты, для адаптации к текущим условиям.

Вторая — на рынке существуют крупные компании, которые оперативно хантят в штат большое количество айтишников, создавая определенную кадровую монополию.

Третья — потребность в специалистах с узкой компетенцией для решения определенной задачи. Например, когда нужно устранить редкую разовую помеху в оборудовании или установить новое программное обеспечение. Выделять целую ставку под такую задачу невыгодно, поскольку у работодателя может просто не быть задач для сотрудника на оставшееся рабочее время.

Часто штатные HR-специалисты не могут подобрать ИТ-кадры в силу того, что часто бывает довольно сложно правильно оценить масштаб работ и сформулировать необходимые компетенции, которыми должен обладать нужный кандидат. Это может усложнить поиск, что ведет к остановке внутренних процессов в компании и простою бизнеса.

С какими запросами бизнес обращается к ИТ-партнеру

По нашему опыту бизнес часто ищет редкие компетенции, необходимые для работы с технологиями, которые только появились на рынке, либо с новыми продуктами. Другая актуальная задача – ИТ-импортозамещение для бизнеса. Иногда бизнес ищет специалистов, которые умеют работать с технологиями, которые отживают свой срок, но их поддержка важна для обеспечения бизнес-модели. Перечислим процессы, которые бизнес может безболезненно передать на аутсорсинг ИТ-партнеру:

●   Первая линия технической поддержки (Help Desk) – специалисты для устранения рутинных инцидентов

●   ИТ-поддержка региональных филиалов

●   Экспертная ИТ-поддержка, которая требует высокой узкопрофильной квалификации инженеров

●   Разовые задачи в зоне ответственности ИТ-службы

Безусловно, для выстраивания аутсорсинговой модели работы требуется время, как минимум для того, чтобы передать данные о текущей ИТ-инфраструктуре. В дальнейшем опыт работы с ИТ-партнером может перерасти в полноценное сотрудничество.

Опубликовано 27.04.2022

Об авторах