Почему облачные сервисы – легкий и надежный способ решить сложные ИТ-задачи?

Почему облачные сервисы – легкий и надежный способ решить сложные ИТ-задачи?
Но начинать надо не с облака, а «над облаком» – целей и задач бизнеса, развития и трансформации.

Современный ИТ-руководитель постоянно находится в поисках решения сложных и противоречивых проблем. Ему необходимо находить баланс между внешними факторами, в частности, импортозамещение, санкции, логистика, и внутренними – экспоненциально нарастающий объем нагрузок, потребность в максимально безопасном и гибком развертывании удаленных рабочих мест. Балансирование при выборе решений и ресурсов также важно в разработке общей технологической стратегии организации, процессов управления и взаимодействия с другими подразделениями и руководителями компании.

ИТ-директор ежедневно выполняет следующие задачи:

  • Техническое сопровождение сотрудников компании, информационных систем для внутренних нужд (ERP, CRM, BI, mail, corporate portal, phone system и т.д.), а также сетей и ЦОДов для внутренних информационных сервисов;

  • Доработка текущих информационных сервисов и разработка новых;

  • Обеспечение взаимосвязи между стратегическими целями компании и направлениями развития ИТ;

  • Обеспечение необходимого уровня поддержки ключевых бизнес-процессов;

  • Повышение выгоды от инвестиций в развитие информационных технологий компании.

Параллельно всегда присутствуют более узкопрофильные задачи. Например, тестирование DRP-планов (disaster recovery plan, План аварийного восстановления) или обеспечение географического резервирования информационных сервисов. Но учитывая последствия пандемии и события февраля 2022 года, основной приоритет на сегодня – цифровая трансформация компании. Далеко не все ИТ-руководители принимают такую формулировку, но цифровизация неизбежно меняет привычные приоритеты, выдвигает на первое место тотальную комплексную автоматизацию и необходимость измерять эффективность изменений и, собственно, работы ИТ-подразделений. Государство также активно поддерживает направление компаний на цифровизацию, разрабатывая и принимая меры стабилизации развития ИТ-отрасли.

Существует две ключевых метрики, которые помогают большинству ИТ-подразделений оценить эффективность цифровой трансформации:

 

Почему облачные сервисы – легкий и надежный способ решить сложные ИТ-задачи?. Рис. 1

На рисунке выше оранжевый столбец – это текущие расходы, зеленый – требуемые затраты, показатель которых может быть на 30% ниже. Справа зеленая стрелка – тренд на снижение и улучшение целевого показателя отношения количества инцидентов к общему количеству обращений пользователей. Иными словами, общее количество запросов растет гораздо быстрее, чем количество сбоев. Удаленная работа, новые приложения, обновления и т.д. вызывают больше вопросов и обращений, а инциденты также увеличиваются, но не пропорционально количеству заявок.

Из этого следует, что необходимо постоянно работать над снижением удельных расходов на одно рабочее место, что не означает уменьшение стоимости сервисов, которые используются каждым сотрудником. Напротив, в связи с развитием технологий стоимость необходимого оборудования может обоснованно увеличиваться, но за счет новых возможностей автоматизации обслуживания расходы ИТ-подразделения могут снижаться. Например, один системный администратор может поддерживать более 2000 рабочих мест, а облачные технологии в комплексе, например, с сервисами RDS/VDI (Remote desktop services/Virtual Desktop Infrastructure) помогают максимально эффективно решать эти задачи и улучшить ключевые метрики, обозначенные на рисунке. А также делают эти решения более гибкими и динамичными. И, конечно, большинство компаний выбирает именно эволюционный путь развития: от гибридных сценариев решения до построения эластичных мультиоблачных инфраструктур.

Со стороны заказчика и конечного корпоративного потребителя ИТ-сервисов ситуация выглядит намного проще. В 2021 году Softline провела опрос заказчиков и партнеров, который показал, что для пользователей важно, чтобы удовлетворялись потребности в сохранности данных, замены старого оборудования, легком управлении, аварийном восстановлении и т.д.

Очевидно, что ошибка в выборе решения и даже сценария на начальном этапе может привести к существенным потерям или недостаточным оснащением ресурсами, что в обоих случаях недопустимо. Но что еще стоит учитывать, задачи корректируются каждый день, так как на них влияют и внешние аспекты в виде пандемии или усиливающихся угроз безопасности, когда неизвестно, что будет завтра с бизнесом, компанией, международной обстановкой и т.д.

Следовательно, перед ИТ-руководителем встает вопрос – как при этом сделать цифровизацию в компании недорогой, надежной, безопасной и максимально гибкой? Самый простой ответ – использовать сервисы, которые легко масштабировать и уменьшать/отключать, которые сами обновляются, требуют минимальные затраты ресурсов на поддержке и интеграции. Иными словами, важная задача ИТ-руководителя – профессиональная, грамотная организация этих решений, получение максимальной выгоды для пользователя и компании от их использования. И, конечно, управление, контроль, мониторинг и бюджетирование.

Конечно, часть задач цифровой трансформации можно решить с помощью закупки собственного оборудования или его аренды. Однако для большинства ИТ-руководителей существуют следующие факторы, влияющие на принятие решения:

  • обеспечение ресурсов под ежемесячный рост объёма данных;

  • количество вычислительных мощностей для обеспечения работы сервисов под «боевой» нагрузкой и без;

  • скорость предоставления решения;

  • надежность инфраструктуры;

  • нагрузка на штат ИТ-сотрудников;

  • бюджетные ограничения,

Рассмотрим разницу между покупкой оборудования и переводом процессов в облако:

 

Облако

Покупка оборудования

•                Операционные прогнозируемые затраты;

•                Дублирование всех элементов инфраструктуры (отказоустойчивость);

•                Гарантия работоспособности до уровня виртуализации;

•                Легкая масштабируемость;

•                Стоимость ресурсов зафиксирована в договоре и не зависит от курса волюты;

•                SLA, соглашение об уровне обслуживания с финансовой ответственностью;

•                Выполнение требования по защите персональных данных в соответствии со 152 ФЗ УЗ 3 – в публичном облаке. Любой уровень защиты ПДн — в частном облаке.

•                Большие единовременные затраты на покупку оборудования и лицензий;

•                Двойная цена за отказоустойчивость, потому что необходима дублированная инфраструктура;

•                Дополнительная нагрузка на ИТ- персонал (обслуживание инфраструктуры);

•                Обязательная дополнительная закупка и затраты на ремонт. Уменьшение невозможно;

•                Увеличение курса валюты ведет за собой увеличение стоимости оборудования;

•                Покупка средств защиты информации;

•                Аудит и получение сертификата соответствия на оборудование, где будут храниться персональные данные. Также ресурсы отдела ИТ на создание данной архитектуры.

 

Таким образом, облачные технологии – легкий и надежный способ решить сложные ИТ-задачи. При этом облако может быть публичным или частным, находиться на территории компании или в максимально отказоустойчивом ЦОД уровня TIER III надежного провайдера под присмотром и обслуживанием ИТ-специалистов, стоимость и дефицит которых сейчас растет экспоненциально. Также важно соблюдение требования законодательства по защите персональных данных 152-ФЗ. Именно поэтому основная стратегическая задача – найти провайдера, который поможет собрать необходимые эффективные решения, построить план обслуживания и развития, посчитать технико-экономическое обоснование и TCO (Total Cost of Ownership, Совокупная стоимость владения). Поставщик облачного решения в идеале должен быть партнером, который вместе с заказчиком не только заинтересован в успешности применения решений, но и несёт ответственность, помогает достичь поставленных целей, решать сложные задачи трансформации и развития.

На рисунке ниже представлены типичные этапы эволюции и трансформации в сервисную модель и облако.

Почему облачные сервисы – легкий и надежный способ решить сложные ИТ-задачи?. Рис. 2

Современные реалии обязывают ИТ-руководителей быть максимально гибкими в принятии решений и уметь быстро адаптироваться к текущим ситуациям. В поисках простого ответа на эти вопросы хочется найти универсальное решение проблем – облачные технологии. Но начинать надо не с облака, а «над облаком» — целей и задач бизнеса, развития и трансформации. Стратегия в короткой и дальней перспективе, переход на сервисную модель «ИТ-как-сервис», а уже далее – конкретные тактические задачи (консолидация сервисов, тотальная автоматизация и агрегация процессов, рефакторинг приложений и сервисов и т.п.). Именно поэтому гибридные ИТ чаще будут более выгодным решением. ITaaS (ИТ-как-сервис) можно рассматривать как преобразующую операционную модель, в таком случае услуги закреплены договором с необходимыми метриками сервиса и жестким SLA, что позволяет пользователям потреблять ИТ столько, сколько необходимо в данный момент и оплачивать по факту потребления.

 

Опубликовано 24.03.2022

Об авторах