Работа в условиях санкций: три альтернативы Microsoft

Работа в условиях санкций: три альтернативы Microsoft
Есть ли достойная замена разработкам ИТ-гиганта? Насколько стоимость для заказчиков будет выше или ниже? Как перейти на отечественный софт, минимизировав потери?

Сегодня многие иностранные вендоры покидают российский рынок. Долгое время одним из крупнейших поставщиков ПО у нас была корпорация Microsoft. Многие ИТ-руководители задумались о том, какие аналоги уже существуют в России, и что уже научились делать наши ИТ-компании. Мы расспросили тех, кто может предложить бизнесу альтернативные решения.

Программно-определяемые продукты

По словам Сергея Члека, директора по продажам компании «Росплатформа» программно-определяемые решения — это «душа» гиперконвергентной архитектуры, ее основа, обеспечивающая перенос функций отказоустойчивости и производительности с дорогостоящего специализированного оборудования на программные платформы и компоненты, развернутые на базе обычных типовых серверов.

Компания «Росплатформа» поставляет два решения в одном дистрибутиве. Первое — программно-определяемое «Р‑Хранилище» объединяет дисковое пространство серверов, формируя распределенное, отказоустойчивое и масштабируемое хранилище данных. Второе — «Р-виртуализация» — представляет собой платформу гипервизорной и контейнерной виртуализации с централизованным управлением.

«Мы реализуем гиперконвергентную архитектуру на базе отечественного ПО и предлагаем компаниям использовать ее для импортозамещения в сфере ИТ: развернуть гиперконвергентный кластер на серверах отечественного производства и перенести в него приложения, постепенно заменяя прежние западные продукты на российские, — это поможет организациям защититься от западных санкций», — говорит Сергей Члек.

Однако он добавляет, что интеграция ПО «Росплатформы» с классическими ИТ-инфраструктурами и выделенными СХД сегодня не целесообразна. «Вероятно, это не лучший вариант для перехода на наши продукты. Большая часть внедрений приходится на новые серверы и инфраструктурные компоненты: на их основе организации сразу формируют гиперконвергентную среду. Как правило, инфраструктурные компоненты, которые применяются в таких проектах, также произведены в России — в этом случае удается выстроить схему полного импортозамещения на уровне ИТ-инфраструктуры» — говорит он.

А вот стоимость решений на отечественной платформе, по его словам, ниже западных аналогов как по капитальным затратам на первоначальное внедрение, так и по операционным расходам на эксплуатацию.

Как интегрируется решения с существующими информационными системами компании? По словам Сергея, если приложение совместимо с российскими операционными системами и не предъявляет каких-то особых требований к программной инфраструктуре, то оно совместимо и с ПО Росплатформы: приложения запускаются внутри виртуальных машин или контейнеров с установленными в них гостевыми операционными системами.

Что касается внедрения в компаниях, здесь Росплатформа идет классическим путем вендора, сотрудничая с партнерами-интеграторами. При этом к партнеру предъявляются высокие требования: он должен не только обладать техническими компетенциями по стеку российских продуктов, но и иметь в своем активе реализованные крупные интеграционные проекты, а также брать на себя техническую поддержку первой и второй линий. Другими словами, речь идет о том, чтобы партнер не просто предлагал своим заказчикам систему виртуализации, но стремился бы построить вокруг нее ИТ-экосистему.

Добавим, что поддержку третьей линии «Росплатформа» оставляет за собой. Это происходит в тех случаях, когда идентифицирована проблема с софтом и требуется выпустить какой-то патч или внести исправления. Для каждого требуемого типа SLA составляется сервисный контракт. Заказчикам компания обещает оперативную техническую поддержку, поскольку разработчики платформы находятся в Москве.

Виртуальные мероприятия

До недавнего времени многие мероприятия проходили на платформе Microsoft Teams. Она также использовалась для проведения видеоконференций, обучения, общения в чатах и др. Однако в России есть аналог — платформа видеоконференцсвязи IVA MCU, которая по словам Юрия Хухашвили, генерального директора компании ЦИНТЕРА, умеет не меньше.

Она обеспечивает полноценное защищенное взаимодействие в едином интерфейсе. Это видео и аудиозвонки, передача сообщений (мессенджер) и документов, видеоконференции с дополнительным набором функций совместной работы. Пользователи платформы могут увидеть все ее возможности через унифицированный клиент IVA Connect, который доступен через веб-браузеры, на мобильных устройствах и ПК (в том числе под управлением российских ОС).

IVA MCU поддерживает создание персональных виртуальных комнат, индивидуальные настройки для мероприятий, демонстрацию рабочего стола и режим «белая доска», проведение вебинаров, совместную работу с документами и обмен файлами. Система обладает практически неограниченным запасом масштабируемости, не требовательна к каналам связи и производительности оконечных устройств, которыми могут быть как ПК (Windows, MacOS, Astra Linux), так мобильные устройства (Android, iOS и «Аврора»).

Помимо стандартного набора инструментов, IVA MCU обладает дополнительным функционалом, включающим, например, комнату ожидания («лобби»), конфигуратор раскладки, возможность подключения стенографа (для создания автоматического протокола мероприятия) и пр. Все это существенно расширяет сценарии использования системы, она подходит не только для организации в онлайн-режиме переговоров, совещаний, деловых встреч, собеседований, планерок, но и дистанционных занятий, вебинаров, лекций семинаров, лабораторных и даже экзаменов.

При установке платформы сложностей не возникает. Этот процесс осуществляется посредством развертывания iso-образа, который включает в себя все необходимые элементы в том числе ОС Debian. Базовая инсталляция осуществляется за 5–10 минут.

При этом требования к каналу связи для каждого абонента у IVA MCU меньше, чем таких систем, как Teams и ZOOM, т.к. используется микширование видео на сервере и отправка каждому абоненту только одного потока. По сравнению с Microsoft Teams, всю нагрузку сервер берет на себя, не нагружая конечных пользователей.

Не оставили без внимания и безопасность пользователей. Помимо встроенных технологий шифрования, IVA MCU имеет набор дополнительных инструментов, позволяющих защищать мероприятия паролем и пин-кодом, менять гостевые ссылки, ограничивать доступ в мероприятие только для приглашенных, в том числе через функционал комнаты ожидания, закрывать доступ из внешней сети по SSH (22 порт); включать функционал защиты от подбора паролей. Также IVA MCU уверенно работает внутри шифрованных каналов передачи данных, организованных с помощью российских решений.

Офисное ПО

Компания МойОфис разрабатывает офисное ПО с 2013 года. Сегодня его используют многие государственные органы. Мультипродуктовая платформа включает в себя полный набор настольных, мобильных и веб-приложений для общения и совместной работы с документами. В числе решений не только офисные редакторы текстов и таблиц, но и две почтовые системы, включающие календарь и контакты.

Важно, что продукты компании совместимы со всеми популярными операционными системами: Windows, MacOS, ОС Linux, iOS и Android а также интегрированы со многими прикладными ПО – как от зарубежных, так и от российских разработчиков. Кроме того, редакторы документов поддерживают форматы DOCX, XLSX, ODT и ODS – это значит, что пользователь сможет открывать и редактировать файлы, созданные в приложениях иностранных разработчиков.

Офисный пакет «МойОфис Стандартный» устанавливаются на стационарные компьютеры, для работы им не требуется доступ к интернету. Приложения позволяют решать большое количество рабочих задач, связанных с созданием и редактированием текстов и таблиц: от детальной настройки абзацев, вставки ссылок и оглавления до написания макросов, возможности оставлять комментарии внутри файла и сравнения.

«МойОфис Профессиональный» – это полнофункциональная альтернатива облачным продуктам от иностранных разработчиков офисного ПО. Решение позволяет организовать совместную работу с документами сотрудников организации, а также обеспечивает доступ к файлам с любого устройства, без привязки к физическому рабочему месту. Главная особенность продукта – все документы хранятся и обрабатываются на собственных серверах компании или серверах доверенного партнера, то есть остаются в защищенном ИТ-периметре.

Также в 2021 году компания разработала корпоративную почту нового поколения Mailion. По словам Елены Непочатовой, коммерческого директора компании, почта построена на базе микросервисной архитектуры. За счет этого решение обладает высокой отказоустойчивостью, быстро самовосстанавливается и способно масштабироваться под размеры даже очень крупных компаний. Если классические системы с монолитной архитектурой, как правило, рассчитаны на обслуживание до 30 тысяч пользователей одновременно, то Mailion способен поддерживать работу до 1 млн человек.

В компании простая система лицензирования. Продукты лицензируются по числу пользователей или, если применимо, устройств.

Большое значение придается информационной безопасности. Все решения прошли сертификационные испытания регуляторов в сфере ИБ и могут применяться на объектах КИИ: безопасность подтверждена сертификатами ФСТЭК России и МО РФ.

Насколько сложно перейти с привычного ПО на отечественное? Компания всячески помогает своим заказчикам: проводит аудит ИТ-инфраструктуры клиента, на его основе предлагает поэтапный план миграции и гарантирует оперативную техническую поддержку Разработаны курсы для пользователей, технической поддержки внутри организации и курсы по языку программирования LUA для создания макросов.

Кроме того, стоимость продуктов компании ниже альтернативных решений от иностранных разработчиков.

***

Радует то, что за последние годы на отечественном рынке появились вполне конкурентоспособные продукты, предоставляющие выбор российскому бизнесу. Конечно сложно отказываться от привычного удобного ПО, но даже версии Windows часто сильно отличались друг от друга. Так что у российских продуктов есть реальные перспективы.