Что происходит в сфере электронных торговых площадок

Что происходит в сфере электронных торговых площадок
Как адаптируются к новой реальности ИТ-сервисы в сфере закупок?

С конца февраля в сфере закупок, как и в остальных, произошли кардинальные изменения. Законодательно были введены послабления для заказчиков и поставщиков. К примеру, стало больше оснований для закупок у единственного поставщика, которые не требуют проведения конкурентного тендера, а предполагают упрощенную процедуру в максимально короткие сроки. Госкомпании, работающие по 223-ФЗ, могут теперь не публиковать свои закупки в ЕИС, чтобы их партнеры-поставщики не попали под санкции. И это лишь малая часть изменений, которая привела к снижению числа закупок на электронных площадках.

Кто сильнее всех пострадал?

Прежде всего, нужно отметить разнообразие представленных сервисов. Есть утвержденные Минфином площадки для госзакупок, на которых заказчики в обязательном порядке проводят все тендеры по 44-ФЗ и тендеры для малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ. Их всего восемь. Также на рынке существуют площадки для закупок компаний по 223-ФЗ, коммерческие площадки, на которых фирмы проводят торги по собственному желанию, электронные магазины для закупок малого объема и маркетплейсы. Некоторые компании представляют целый комплекс сервисов, к примеру, у нас есть площадка по 223-ФЗ, электронный магазин и маркетплейс. На каждом сервисе западные санкции и меры поддержки Правительства РФ отразились по-разному.

На площадках для госзакупок мы видим снижение активности как заказчиков, так и поставщиков. Первые активно пользуются новыми преференциями российского правительства — закупаются у единственного поставщика на других ресурсах. Если закупка составляет до 600 тысяч рублей, провести ее можно где угодно, не обязательно использовать федеральную площадку. Поставщики столкнулись с проблемой нехватки импорта и логистики, им невыгодно продавать товары, работы, услуги по старым ценам, а в некоторых случаях — нечего поставлять. Ситуация с площадками по 223-ФЗ аналогичная. Немного статистики из свежего отчета Минфина: госкомпании (223-ФЗ) заключили в I квартале текущего года договоры на общую сумму 3,3 трлн рублей — это на 25% меньше аналогичного показателя 2021 года.

Пострадали не только площадки для закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ, но и коммерческие. Такие сервисы работали на рыночных условиях. Разрыв логистических цепочек и дефицит импортных товаров постепенно приведет к тому, что таких площадок станет гораздо меньше. Особенно это коснется тех сервисов, которые были лишь вспомогательным по отношению к основному бизнесу. К примеру, у некоторых компаний, таких как Х5 Group, есть собственные торговые площадки.

Электронные магазины для закупок малого объема (до 600 тысяч рублей) и маркетплейсы, наоборот, чувствуют себя уверенно и набирают популярность. В нашем случае это своеобразный микрорынок, который был налажен за счет многолетней работы. Мы взаимодействуем напрямую с поставщиками на местах, которые заинтересованы в том, чтобы продавать свои товары, работы и услуги через цифровые сервисы. Спрос на такие площадки растет. В первую очередь за счет того, что для заказчиков расширили список оснований для закупок у единственного поставщика. Такие процедуры разрешается проводить в электронных магазинах, если сумма закупки составляет до 600 тысяч рублей.

Запросы бизнеса

У заказчиков в данный момент одна головная боль — где взять товары, работы и услуги по приемлемой цене? Их первый запрос — найдите нам поставщиков. С дружественными странами мы пока еще не наладили поставки, а аналоги нужных товаров внутри России очень трудно найти. В данный момент правительство пытается создать каталог импортозамещения, опираясь на спрос заказчиков всех категорий. Это хорошая инициатива, но по щелчку пальца ее нельзя организовать. Нужен мощнейший ИТ-ресурс, который объединит все товары, работы и услуги в один каталог. Кроме того, требуется выстроить качественную систему мониторинга, чтобы понимать, в каких сферах и в каких конкретных номенклатурах у нас наибольшее проседание по поставкам. Это поможет нам ориентировать производителей на определенный спрос.

Если говорить о российских поставщиках, то сейчас их главная задача — найти новые рынки сбыта из-за ухода иностранных компаний, которым они поставляли сырье, или, грубо говоря, выжить.

Главная задача электронных сервисов в сфере закупок — объединить спрос и предложение, адаптируясь под новую реальность.

Нужны ли электронным площадкам собственные отделы разработки?

Кризис кризисом, но прибегать к услугам на аутсорсе в нашей сфере нельзя. Все наши крупные заказчики считают, что у большой компании должен быть не просто отдел разработки, а центр ИТ-компетенций. Я согласен с ними. Просто площадки как таковой для проведения торгов уже недостаточно, сервис должен быть главным инструментом снабжения — от формирования потребности до исполнения договора.

Некоторые эксперты считают, что все процессы в сфере закупок сводятся к унификации и через три года потребность в электронных площадках отпадет. Они были актуальны в 2010 году, когда сервисы для госзаказа только зарождались. Существует мнение, что в будущем торги будут проводиться только в ЕИС — Единой информационной системе в сфере торгов.

Чтобы определить перспективы развития электронных площадок, стоит взглянуть на их функции под другим углом. Это не только платформа, где проходят торги, а ERP-система, своеобразная цифровая надстройка, которая может быть прикручена к ЕИС или 1С при необходимости. Мы, как ИТ-компания, должны быть гибкими и отвечать запросам времени. Бизнес, который сможет адаптироваться, останется на этом рынке. Тот, кто привык играть по старым правилам, станет рудиментом уходящей эпохи.

Если ЕИС на законодательном уровне сделают единственным инструментом для проведения торгов, электронным площадкам также найдется применение. Единая информационная система — громоздкий и не адаптированный под конкретные нужды заказчика сервис. Главной задачей площадок может стать интеграция систем заказчика и ЕИС. Модуль закупок компании может быть реализован как на конкретной площадке, так в ЕИС. В любом случае, команда электронных площадок, учитывая накопленный опыт, сможет сделать процесс закупок конкретного заказчика эффективным, помогая ему с разработкой и оттачиванием процессов.

Электронные площадки меняют курс

Чтобы соответствовать новым запросам, площадкам пришлось поменять курс — с заказчика на поставщика. Общая задача — создать сервис для поставщиков, где российские товары, работы, услуги будут представлены в едином каталоге. Там же будет прикреплен цифровой паспорт поставщика, отражающий его историю участия в закупках, портфолио, финансовые показатели.

Параллельно площадки занимаются формирование консолидированного спроса. Задача — объединить закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также коммерческий сегмент, в единое цифровое пространство. С помощью такого сервиса поставщик сможет не только презентовать свои товары, работы и услуги, а понимать, в каких сферах они востребованы и на каких условиях. Для этого мы активно взаимодействует с органами власти, госкомпаниями и бизнесом, чтобы понимать, каких поставок им сейчас не хватает

Подводя итог, скажу, что главная задача электронных торговых площадок сейчас — это быть в авангарде развития снабжения, чтобы восстановить цепочки поставок и избежать дефицита товаров в сфере закупок, сделать все, чтобы поставщики и заказчики в условиях санкций могли взаимодействовать эффективно.  

Опубликовано 04.07.2022

Об авторах