Экспортеры на переходе

Россия занимает существенную долю поставок на большом числе мировых рынков, экспортируя товаров и услуг на 40 трлн руб. в год. Исторически сложившаяся стратегия компаний-экспортеров в России предполагала наращивание поставок базовой продукции низкого передела и снижение себестоимости ее производства. В частности, компании-экспортеры были основными бенефициарами ослабления курса рубля и сдерживания тарифов естественных монополий.

Последние изменения в условиях внешней торговли затронули около 80% всего российского экспорта (в стоимостном выражении), который формирует до половины доходов федерального бюджета (с учетом смежных отраслей) и напрямую обеспечивает порядка 13% рабочих мест в России. Несмотря на устойчивое положение на мировых рынках с точки зрения себестоимости своей продукции (результат реализуемой многие годы стратегии развития), значительному числу экспортеров в сегодняшних условиях требуются оперативная адаптация бизнес-процессов и переориентация логистических цепочек.